KZ | RU
ҚАБЫЛДАУ | ПРИЕМНЫЙ

8-(7152)-50-50-22

Памятка по антитеррору

Об утверждении инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, Министерства образования и науки Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 марта 2022 года № 117. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 апреля 2022 года № 27414

В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, Министерства образования и науки Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятиях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курируюшего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

     Министр образования и науки

 

 

Республики Казахстан

А. Аймагамбетов

«СОГЛАСОВАН»

Министр внутренних дел

Республики Казахстан

«СОГЛАСОВАН»

Министр по чрезвычайным ситуациям

Республики Казахстан

«СОГЛАСОВАН»

Председатель Комитета

национальной безопасности

Республики Казахстан

Приложение к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 30 марта 2022 года № 117

 Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, Министерства образования и науки Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки

 Глава 1. Общие положения

1. Настоящая инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, Министерства образования и науки Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму» и требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305.

2. Настоящая Инструкция распространяется на объекты Министерства образования и науки Республики Казахстан, а также на объекты, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки, отнесенные к объектам уязвимым в террористическом отношении в соответствии с Правилами и критериями отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительством Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234 (далее — Правила).

Настоящая Инструкция не распространяется на объекты, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности которых регламентированы иными инструкциями по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными первыми руководителями государственных органов, в введении которых данные объекты находятся.

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

1) система видеонаблюдения – совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;

2) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимости людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;

3) субъекты охранной деятельности – это специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и частные охранные организации;

4) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, созданию угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;

5) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;

6) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;

7) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности;

8) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;

9) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;

10) объекты, уязвимые в террористическом отношении, – особо важные государственные, стратегические, опасные производственные объекты, а также объекты отраслей экономики, имеющие стратегическое значение, объекты массового скопления людей, охраняемые объекты, требующие обязательной организации антитеррористической защиты;

11) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке.

4. Меры по обеспечению антитеррористической защиты объектов направлены на создание условий, препятствующих совершению актов терроризма (снижение риска их совершения) на территории объектов, минимизацию и (или) ликвидацию последствий возможных террористических угроз.

Организация мер защиты строится на принципах заблаговременности, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.

5. Антитеррористическая защищенность объектов обеспечивается созданием условий, направленных на:

1) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, что достигается принятием мер по:

установлению пропускного режима на объектах и его неукоснительного соблюдения;

укреплению объекта в инженерно-техническом отношении средствами, позволяющими выявить неправомерное проникновение на объект;

2) обнаружение признаков подготовки и (или) совершения актов терроризма, что достигается принятием мер по:

контролю за обстановкой на объектах и близлежащей территории на предмет выявления подозрительных лиц и предметов;

профилактикой экстремизма (правовое просвещение, формирование негативного эмоционального отношения к экстремизму) среди обучающихся;

улучшением материально-технической базы в плане инженерно-технического оснащения объектов;

3) пресечение попыток совершения актов терроризма на объектах, что достигается принятием мер по:

осуществлению охраны объектов силами подготовленных сотрудников объекта или заключением договора с субъектами охранной деятельности;

организацией постоянного контроля за установленным порядком доступа на объекты посетителей и транспортных средств;

формированию у коллектива, в том числе педагогического, и обучающихся культуры безопасности, антитеррористического сознания;

контролю всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность объектов;

4) минимизацию и ликвидацию последствий возможных террористических угроз на объектах, что достигается принятием мер по:

разработке алгоритмов реагирования на возможные угрозы террористического характера, адекватных особенностям объектов образования и науки;

соответствующей подготовке сотрудников субъектов охранной деятельности, сотрудников, обучающихся, а также родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;

организации своевременного оповещения уполномоченных органов, сотрудников, обучающихся, а также информированием родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников по их действиям в случае совершения акта терроризма на объекте;

своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта, его надлежащим хранением.

6. Антитеррористическую защищенность объектов организует первый руководитель объекта.

7. Приказом руководителя определяется лицо, обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.

Выбор и назначение ответственного сотрудника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего, наиболее соответствующих специфике антитеррористической деятельности.

Руководителем объекта издается соответствующий приказ, функция сотрудника включается в должностные обязанности.

8. Собственники, владельцы, руководители или иные должностные лица объектов, при размещении в арендуемом здании (помещении) обеспечивают в договоре аренды определение сторон, разрабатывающих паспорт антитеррористической защищенности объекта, осуществляющих охрану объекта, оснащение объекта современными инженерно-техническими средствами, контроль за их бесперебойным функционированием, организацию пропускного режима и финансирование данных мероприятий.

 Глава 2. Требования к организации пропускного режима

9. Настоящая глава определяет требования к организации пропускного режима на объектах, соответствующие целям обеспечения антитеррористической защищенности объектов.

10. Собственники, владельцы, руководители объектов, согласно пункту 77 главы 6, отнесенных к 3 группе для обеспечения более высокого уровня антитеррористической защищенности объектов заключают договор об оказании охранных услуг, в рамках действующего законодательства, с субъектом охранной деятельности, имеющим лицензию на оказание охранных услуг, в том числе охрану объектов, уязвимых в террористическом отношении на срок не менее трех лет.

Проект договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности согласовывается с попечительским (родительским) советом.

11. При заключении договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности собственник, владелец, руководитель объекта указывает в договоре охранных услуг мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и должного уровня безопасности, к которым относятся:

1) организация санкционированного допуска сотрудников, педагогов, обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), транспортных средств на объект или его части (зоны);

2) выявление на территории объекта лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, которые могут быть использованы для их реализации;

3) охрана объекта, защита (контроль) потенциально опасных участков объекта и критических зон, в том числе исключение бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц;

4) организация учебных мероприятий с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;

5) надлежащее использование технических средств защиты, установленных на объекте согласно требованиям к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предусмотренным главой 6 настоящей Инструкции.

12. Пропускной режим на объекте осуществляется согласно порядку организации пропускного и внутриобъектового режима, который разрабатывается администрацией объекта, и утверждается приказом руководителя.

13. Руководитель организации определяет порядок пропускного режима, ответственных лиц за его организацию и контроль. В случае отсутствия договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности предусматривается назначение лиц, ответственных за непосредственное выполнение пропускного режима.

14. Порядок организации пропускного режима для объектов предусматривает:

график работы сотрудников объектов и порядок их пропуска в рабочее и не рабочее время;

порядок пропуска на объект посетителей;

порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей;

перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты, если это не предусмотрено иными правовыми актами;

перечень потенциально опасных участков объектов (входные ворота, входная дверь, запасной выход, окна первого этажа, подвальное помещение).

участок доступа (устанавливаются не менее двух основных участков: первый участок — здания, территории, помещения доступ в которые сотрудникам, обучающимся, родителям и иным посетителям не ограничен; второй участок — здания и (или) помещения доступ в которые разрешен определенной категории лиц – электрощитовые, котельни, лаборатории кабинетов физики, химии, в вузах – помещения со сложным техническим оборудованием).

15. Для объектов образования порядок организации пропускного режима помимо сведений, перечисленных в пункте 14 настоящей главы предусматривает:

порядок пропуска воспитанников на объекты дошкольных организаций;

порядок пропуска обучающихся на учебные занятия, занятия внеурочной деятельности, кружков и секций, в течение перемен;

порядок пропуска родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников на объект образования;

места (основные и запасные) для осуществления массового пропуска обучающихся на занятия и порядок их контроля;

16. Перечень предметов и веществ, запрещенных к вносу, ограниченных для использования в организациях образования и на их территориях, утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 235 «Об утверждении перечня предметов и веществ, запрещенных к вносу, ограниченных для использования в организациях образования и на их территориях» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22857).

17. На основании порядка организации пропускного и внутриобъектового режимов на каждом объекте, с учетом присущих ему особенностей, руководитель организации или руководитель частной охранной организации (по согласованию с руководителем объекта) разрабатывает должностную инструкцию по обеспечению безопасности, которая в обязательном порядке предусматривает:

1) проверку соответствующих документов, удостоверяющих личность, при входе в организацию;

2) проверку соответствующих документов и характер ввозимых грузов при пропуске на территорию объекта автотранспортных средств;

3) проверку документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих объект по служебным делам, делать соответствующие записи в книге посетителей;

4) регулярный обход территории объектов на предмет проверки внутренних помещений, осмотра периметра объекта и обследование ограждений на предмет их повреждений, выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов;

5) немедленный доклад руководителю объекта и своим непосредственным начальникам в охранном предприятии о всех обнаруженных нарушениях;

6) действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта, исходя из оснащенности конкретного объекта при выявлении лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию объекта и (или) совершить противоправные действия в отношении сотрудников, педагогов, обучающихся, воспитанников, при обнаружении неизвестного автотранспорта, длительное время припаркованного в непосредственной близости у периметра объекта.

18. На объектах образования помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 17 настоящей главы должностная инструкция лиц, обеспечивающих безопасность объекта, предусматривает:

1) содержание входных дверей свободными для входа и выхода во время массового (общего) прибытия сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников на работу и занятия, и убытия их после окончания работы и занятий;

2) осуществление пропуска на объект родителей (законных представителей), иных представителей обучающихся и воспитанников согласно установленному порядку.

19. Должностная инструкция носит обезличенный характер и разрабатывается для каждого объекта с учетом его особенностей.

20. В целях качественной организации пропускного режима на объекте необходимо предусматривать пост сотрудника (сотрудников) охраны.

21. Уведомления о порядке организации пропускного режима, ограничивающего права граждан, разъясняющие правомерность требований лиц, обеспечивающих безопасность объекта, размещаются администрацией объекта в местах, доступных для обозрения (при входе на объект).

 Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий

22. Собственники, владельцы, руководители являются организаторами мероприятий по организации профилактических и учебных мероприятий по обеспечению их антитеррористической защищенности.

23. В целях обеспечения высокого качества организации профилактических и учебных мероприятий руководителем объекта их координация, а также проведение указанных мероприятий с педагогами объекта образования и науки возлагается на лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.

24. Целью профилактических мероприятий является создание на объекте образования и науки условий, способствующих минимизации совершения на нем акта терроризма.

25. Целью учебных мероприятий является ознакомление сотрудников объектов образования и науки, педагогов, обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей) с основами организации антитеррористической безопасности, выработка навыков грамотного и рационального поведения при угрозе совершения акта терроризма и после его совершения.

26. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей, занятий (практические и теоретические) с:

1) сотрудниками объекта;

2) педагогами;

3) обучающимися и воспитанниками объекта, их родителями (законными представителями);

4) лицами, обеспечивающими безопасность объекта.

27. Проведение профилактических и учебных мероприятий с сотрудниками, педагогами, обучающимися, воспитанниками, а также с их родителями (законными представителями) осуществляется сотрудником, утвержденным приказом руководителя объекта на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.

28. К проведению данных мероприятий привлекаются представители государственных и местных исполнительных органов по согласованию с антитеррористической комиссией административно-территориальной единицы по месту расположения объекта, а также наиболее подготовленные сотрудники объекта.

29. При проведении профилактических и учебных мероприятий с обучающимися объектов образования помимо лиц, перечисленных в пункте 28 настоящей главы участвуют педагоги, психологи, классные руководители (кураторы групп) обучающихся.

30. Формирование навыков по безопасному поведению в условиях дошкольной организации у воспитанников реализуется в ходе организованной учебной деятельности «Основы безопасного поведения» начиная с предшкольной группы.

31. Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности приводятся в приложении 1 к настоящей Инструкции.

32. Профилактические мероприятия с воспитанниками, обучающимися осуществляются и в рамках воспитательно-образовательного процесса, уроков (занятий), классных часов, воспитательной работы.

К профилактическим мероприятиям относятся действия педагогического состава по предупреждению и выявлению фактов нарушений обучающимися правил внутришкольного распорядка. Профилактические и учебные мероприятия с обучающимися объектов образования соответствуют возрасту воспитанников и обучающихся.

При проведении занятий с обучающимися, воспитанниками лицами не из числа педагогического персонала объекта образования, форма занятия, материал адаптируется под возраст обучающихся и воспитанников и согласовывается с руководителем объекта образования.

33. Проведение профилактических и учебных мероприятий с сотрудниками субъектов охранной деятельности возлагается на его руководителя.

34. С лицами, обеспечивающими безопасность объекта, проводятся дополнительные занятия по приобретению и (или) совершенствованию навыков использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.

35. Занятия (практические и теоретические) проводятся в соответствии с графиками проведения, утвержденными собственником, владельцем, руководителем объекта или руководителем субъекта охранной деятельности.

36. Лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности составляет графики мероприятий для отдельных групп сотрудников с учетом их деятельности, обучающихся – с учетом их возраста, языка обучения.

37. Теоретические занятия направлены на профилактику распространения идеологии терроризма среди сотрудников, педагогов, обучающихся, воспитанников, сотрудников по обеспечению безопасности, а также на противодействия терроризму, формированию неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях, на формирование культуры безопасности.

38. Практические занятия направлены на обеспечение максимальной слаженности и четкости действий сотрудников, педагогов, обучающихся, воспитанников, лиц, обеспечивающих безопасность объекта.

39. Практические занятия по действиям при возникновении угрозы совершения акта терроризма в помещениях и на территории объекта с охватом всего коллектива объекта проводятся не менее одного раза в год при координации антитеррористической комиссии.

40. Проведению практических занятий с охватом всего коллектива объекта предшествует проведение теоретических и практических занятий, плановых инструктажей с отдельными группами сотрудников, педагогов, обучающихся, воспитанников, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, направленных на формирование у них знаний алгоритмов поведения при возможных сценариях совершения актов терроризма согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

41. Проведение инструктажа предназначено для ознакомления сотрудников и педагогов с основными правилами антитеррористической безопасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения.

42. Плановый инструктаж проводится не реже двух раз в год для каждой из групп коллектива объекта (сотрудников, педагогов, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, обучающихся, воспитанников согласно их возрастным особенностям).

43. Внеплановый инструктаж проводится при:

1) введении в регионе, где находится объект, одного из уровня террористической опасности в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 «Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма»: умеренный («желтый»), высокий («оранжевый»), критический («красный») при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта;

2) наличии информации о возможной угрозе совершения акта терроризма на объекте при координации лица, обеспечивающего проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта;

3) подготовке к занятиям, тренировочным мероприятиям, оценке действий подразделений, охраны и персонала объекта образования при координации оперативного штаба по борьбе с терроризмом;

4) подготовке к проведению охранных мероприятий при координации Службы государственной охраны Республики Казахстан.

44. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

45. Проводится инструктаж для группы сотрудников, уже работающих на объекте, или индивидуально (для лиц, только поступивших на работу, обучение).

46. Для проведения профилактических и учебных мероприятий используется вмещающее всех или определенную группу сотрудников, воспитанников, обучающихся помещение, в котором выделяются места для размещения специальной наглядной информации (стендов, плакатов), установления проектора для демонстрации тематических слайдов, использования аудиотехники или видеотехники.

47. После завершения мероприятия его результаты заносятся в журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической защите (далее — журнал) по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

48. Журнал пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью. Заполнение журнала производится с соблюдением строгой последовательности.

49. Ведение журнала осуществляется лицом, ответственным за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.

50. При участии на инструктаже или занятии более 20 человек документирование указанного мероприятия осуществляется в виде протокола.

 Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма

51. Взаимодействие с антитеррористической комиссией организуется в целях профилактики и предупреждения актов терроризма, обучения и подготовки сотрудников, обучающихся, воспитанников, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, определения готовности объекта к действиям в случае угрозы или совершения акта терроризма на объекте.

52. Взаимодействие с антитеррористической комиссией устанавливается на этапе планирования профилактических и учебных мероприятий путем уточнения наиболее вероятных для объекта угроз террористического характера.

53. Исходя из наиболее вероятных угроз террористического характера на объекте, особенностей объекта (тип объекта, реализуемые программы обучения, количество сотрудников и сотрудников субъектов охранной деятельности, расположение объекта) на объекте уточняются алгоритмы действий различного круга лиц объекта на возможные угрозы террористического характера, приведенные в приложении 2 к настоящей Инструкции.

54. Данные алгоритмы, отрабатываются в ходе практических занятий, проводимых с участием уполномоченных государственных органов, а также подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и персонала объекта образования, проводимых согласно планам оперативных штабов по борьбе с терроризмом.

55. В случае задействования объекта оперативным штабом по борьбе с терроризмом в проведении разноуровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и персонала объекта образования руководитель объекта, а также руководитель субъекта охранной деятельности, заключивший договор об оказании охранных услуг объекту, оказывают содействие, обеспечивают привлечение и участие необходимых групп сотрудников, учащихся, сотрудников охраны к проведению указанных мероприятий.

56. По итогам проведения разноуровневых антитеррористических занятий, тренировочных мероприятий, оценки действий подразделений охраны и персонала объекта образования в соответствующие планы, графики и алгоритмы вносятся соответствующие изменения и дополнения.

57. Одной из задач взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, является своевременное информирование территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан о фактах и признаках подготовки актов терроризма и реализация мер направленных на их недопущение.

58. Руководители объектов, руководители субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг объекту, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритмы первичного реагирования:

1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;

2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;

3) своевременного информирования территориальных органов внутренних дел о ставших известных фактах хищения, незаконного приобретения сотрудниками, учащимися, сотрудниками охраны оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.

 Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении

59. Паспорт антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении (далее – паспорт) предназначен для использования заинтересованными органами, осуществляющими противодействие терроризму, при планировании ими мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте.

60. Информация о месте эвакуации, точках сбора, системе оповещения, порядке извещения родителей о чрезвычайных ситуациях в организациях образования и порядке воссоединения обучающихся и воспитанников с семьями вносится в паспорт после согласования с попечительским (родительским) советом организации образования.

61. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом.

На объектах образования и науки, паспорт является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области защиты государственных секретов или руководители объектов принимают меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке, обеспечении антитеррористической защищенности объекта, контроле состояния антитеррористической защищенности объектов, в деятельности оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

62. Руководителем объекта назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку паспорта, его хранение и своевременное обновление данных паспорта.

63. Паспорт разрабатывается согласно Типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2013 года № 1217 (далее – типовой паспорт) в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.

64. В случаях, когда объект располагается в здании, сооружении (комплексе зданий и сооружений), имеющем несколько правообладателей, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между правообладателями: совместно всеми правообладателями объектов или одним из них.

65. Проект паспорта составляется в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с момента получения руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы.

66. Разработанный проект паспорта согласовывается с руководителями территориального органа внутренних дел по месту нахождения объекта в течение 10 (десяти) календарных дней после составления.

Срок согласования проекта Паспорта не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня поступления Паспорта должностному лицу, указанному в типовом паспорте.

При наличии замечаний от согласующего лица к проекту паспорта, срок доработки не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня возврата, а при повторном возврате не превышает 7 (семи) рабочих дней.

67. В течение 10 (десяти) рабочих дней после согласования Паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта.

При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми правообладателями объектов.

При составлении одним правообладателем паспорт утверждается им по согласованию с другими правообладателями объекта.

68. Учет паспортов объекта осуществляется в формате номенклатурных дел.

69. После разработки и утверждения первый экземпляр паспорта (оригинал) подлежит хранению у лица, ответственного за его хранение и своевременное обновление данных паспорта.

70. В целях обеспечения своевременной выдачи паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на паспорт составляется акт временной передачи документов в двух экземплярах.

71. Один экземпляр акта временной передачи документов вместе с паспортом передается в оперативный штаб, осуществляющему руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр описи остается у лица, ответственного за хранение паспорта.

72. Второй экземпляр и электронный вариант паспорта (в формате PDFна электронном носителе информации) в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан для хранения.

73. Паспорт подлежит корректировке в случае изменения:

1) прав собственности;

2) руководителя объекта;

3) наименования объекта;

4) основного предназначения объекта;

5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;

6) потенциально опасных участков объекта;

7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.

74. Изменения вносятся в течение 20 (двадцати) рабочих дней после возникновения оснований для корректировки.

При увеличении сроков разработки паспорта, внесения корректив в него руководитель объекта обращается в антитеррористическую комиссию с соответствующим обращением.

В паспорте сотрудником, ответственным за хранение, вносятся отметки о внесенных изменениях и дополнениях с указанием причин и дат изменения, заверенные подписью руководителя объекта или лица, уполномоченного подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.

Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя объекта направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта с одновременной заменой электронного варианта паспорта.

75. Паспорт подлежит полной замене:

1) не реже одного раза в пять лет;

2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.

76. Паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.

Акт остается в организации, являющейся правообладателем объекта.

Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.

 Глава 6. Требования к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием осуществляющих деятельность в сфере образования и науки

77. С учетом возможных последствий совершения акта терроризма объекты образования и науки делятся на следующие группы:

1) к первой группе относятся объекты образования с фактическим количеством персонала и обучающихся (воспитанников) до 300 человек;

2) ко второй группе относятся:

объекты образования с фактическим количеством персонала и обучающихся (воспитанников) от 300 до до 700, а также объекты образования с наполняемостью до 700 человек, расположенные в районных центрах и городах районного значения;

объекты науки с фактическим количеством персонала и сотрудников от 100 и выше;

3) к третьей группе относятся объекты образования с фактическим количеством персонала и обучающихся (воспитанников) более 700 человек, а также расположенные (независимо от наполняемости) в городах республиканского значения, столице, городах областного значения;

4) к четвертой группе относятся:

объекты науки независимо от количества персонала и сотрудников, задействованные в разработке, производстве, испытании, исследовании и хранении потенциально опасных химических и биологических (бактериологических, ядовитых) веществ, а также использующие взрывопожароопасные вещества, прекурсоры, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, которые способствуют причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;

административные здания Министерства, его Комитетов, территориальных подразделений и иных подведомственных организаций, независимо от количества сотрудников.

78. Объекты первой группы в обязательном порядке оснащаются системой оповещения, системой видеонаблюдения.

79. Объекты второй группы дополнительно к техническому оснащению, предусмотренные пунктом 78 настоящей главы, оснащаются средством подачи тревоги (тревожная кнопка), с выводом в дежурные части территориальных органов внутренних дел либо на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности, системой видеонаблюдения с передачей видеоизображения в Центры оперативного управления полиции либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел.

80. Объекты третьей группы дополнительно к техническому оснащению, предусмотренные пунктами 78 и 79 настоящей главы, оснащаются системами контроля и управления доступом (турникеты).

Турникет обеспечивает ручной и автоматический и (или) дистанционный способ открывания и блокирования устройства.

81. Объекты четвертой группы дополнительно к техническому оснащению, предусмотренные пунктами 78, 79 и 80 настоящей главы, оснащаются ограждением, системами и средствами охранной и тревожной сигнализации, системами и средствами охранного освещения, системами и средствами связи, системами и средствами резервного электроснабжения.

82. В случае отнесения объектов, к объектам, подлежащим государственной охране, они независимо от распределения по группам, указанным в пункте 77 настоящей главы, оснащаются в соответствии с требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 «Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране».

83. Система видеонаблюдения устанавливается в целях ведения наблюдения за обстановкой на объекте, а также визуального подтверждения факта несанкционированного проникновения, для оценки ситуации и фиксирования действий нарушителей.

84. На объекте, занимающем отдельное здание (комплекс зданий), системой видеонаблюдения оборудуются:

1) периметр территории, прилегающей к объекту;

2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);

3) главный и запасные входы. На объектах образования оборудуются все входы, предназначенные для пропуска обучающихся на занятия;

4) места возможного массового пребывания людей на объекте. На объектах образования такими местами являются коридоры, спортивные и актовые залы, столовые, фойе, гардеробные, а также площадки для игр, спорта и отдыха, обустроенные на участках объектов образования;

5) территория и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры, ведущие к ним;

6) досмотровые помещения (комнаты), участки досмотра транспорта (при наличии);

7) помещения и территории по усмотрению руководителя (собственника) объекта.

85. На объекте, занимающем часть здания, системой видеонаблюдения охватываются:

1) места возможного массового пребывания людей на объекте;

2) главный и запасные входы (при наличии).

86. Система видеонаблюдения обеспечивает:

1) передачу визуальной информации с телекамер на техническое средство или совокупность технических средств сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации, установленные на посте сотрудника по обеспечению безопасности;

2) работу в автоматизированном режиме;

3) возможность оценки ситуации на объекте в режиме реального времени;

4) срок хранения информации не менее 30 суток.

87. В темное время суток, если освещенность помещений и прилегающих территорий объектов ниже чувствительности телекамер, включается освещение видимого или инфракрасного диапазона света (при его наличии).

88. Технические требования к системам видеонаблюдения соответствуют минимальным техническим условиям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21693).

89. Объекты оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования сотрудников, воспитанников, обучающихся и посетителей объекта о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершении акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.

90. Оповещение сотрудников, учащихся и посетителей объекта осуществляется по внутренним линиям связи, с помощью других технических и подвижных средств связи (сигнализация) в соответствии с заранее разработанным планом, которые обеспечивают:

1) подачу звуковых и световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляцию речевой информации как в автоматическом режиме (чтение ранее записанного текста), так и при помощи микрофона о характере опасности, необходимости и порядке осуществления эвакуации или блокировании в помещениях объектах, а также действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала, обучающихся и посетителей объекта. Системы оповещения об эвакуации и блокировании помещений отличаются сигналами.

91. Количество оповещателей и их мощность обеспечивают необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей, в случае проведения эвакуации действуют в течение расчетного времени, необходимого для ее проведения.

92. Средство подачи тревоги (мобильное либо стационарное) (тревожная кнопка) устанавливается в целях своевременного оповещения уполномоченных органов об угрозе совершения акта терроризма на объекте.

93. Средством подачи тревоги в обязательном порядке оснащается пост лиц, обеспечивающих безопасность объекта, и входы на объект, предназначенные для массового пропуска.

94. Средство подачи тревоги обеспечивает возможность скрыто подавать сигнал в дежурные части территориальных органов внутренних дел либо на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности.

95. Ограждение объектов устанавливается в целях воспрепятствования свободному проходу лиц и проезду транспортных средств на объект и с объекта.

Ограждением оборудуется периметр соответствующих объектов, имеющих территорию.

Ограждение имеет:

1) высоту и заглубленность в грунт, исключающие свободное преодоление и удовлетворяющие режимным условиям объекта;

2) простоту в конструкции, высокую прочность и долговечность;

3) отсутствие узлов и конструкций, облегчающих его преодоление.

Ограждение периметра соответствует следующим характеристикам:

1) устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов и соответствующих климатических зон;

2) защищенность от индустриальных помех и помех, вызываемых транспортными средствами, воздействия птиц и животных.

96. Объекты, находящиеся под охраной, оснащаются системами и средствами связи в целях обмена информацией для управления силами и средствами подразделений охраны.

Система связи обеспечивает двустороннюю радиосвязь между дежурным на пункте охраны и нарядами охраны на территории обслуживания, между нарядами охраны в пределах территории обслуживания.

97. Объекты оснащаются системами и средствами резервного электроснабжения для обеспечения бесперебойной работы системы охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, освещения, видеонаблюдения.

98. Независимо от отнесения объектов к группе, в случае расположения их входных групп, а также открытых мест возможного массового пребывания обучающихся и воспитанников в непосредственной близости по отношению к путям движения транспортных средств, объекты оборудуются средствами снижения скорости транспортных средств.

99. Объекты образования оборудуются средствами снижения скорости транспортных средств в целях предотвращения риска наезда.

100. Снижения скорости транспортных средств обеспечивается использованием вазонов, элементов архитектуры и ландшафта, боллардов и других средств.

101. Независимо от групп, определенных в пункте 77 настоящей главы, объекты при наличии потенциальных опасных участков оборудуются системами и средствами сигнализации.

102. По решению собственника, владельца на объекте устанавливается дополнительное инженерно-техническое оборудование, способствующее повышению уровня антитеррористической защищенности объекта.

103. Инженерно-техническое оборудование объекта всегда поддерживается в рабочем состоянии.

104. В случае невозможности оснастить объект инженерно-техническим оборудованием в течение 6 месяцев после включения его в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении в соответствии с Правилами, руководством объекта принимаются меры для планирования средств республиканского и (или) местных бюджетов, внебюджетных источников на оснащение объекта, а в антитеррористическую комиссию на согласование представляется проект плана мероприятий по инженерно-техническому оснащению объекта.